Аренда нежилых помещений: перспективный сегмент
Аренда нежилых помещений – один из самых стабильных и надежных сегментов московского рынка недвижимости. Столичный регион обладает колоссальной востребованностью с точки зрения размещения различных бизнесов – от корпораций мирового уровня до малых предприятий. Стоимость московской недвижимости крайне высока даже по европейским меркам, поэтому практически единственным механизмом для абсолютного большинства компаний остается аренда.
Специфическим направлением является проведение операций с помещениями для розничной торговли. Аренда помещений под магазин – в большинстве случаев единственный вариант получить торговые площади. Такого рода «торговая» аренда – прекрасный источник стабильного дохода для владельцев недвижимости. Качество и типы помещений в Москве крайне разнообразны: это и площади в современных торговых центрах, и отдельно стоящие здания, и магазины, расположенные на первых этажах жилых домов.
Рынок аренды торговых помещений по сути своей связан с общей экономической ситуацией в регионе. Москва занимает особое положение, и здесь, несмотря на периодические мировые кризисы, уже много лет подряд наблюдается рост практически во всех отраслях. Это обеспечивает если не постоянный рост рентабельности, то, по крайней мере, стабильность. В этом смысле вложения в коммерческую недвижимость можно рассматривать как «тихую гавань» для инвесторов.
Рынок аренды производственных помещений в Москве имеет свою специфику. Прежде всего, размещение промышленных объектов в мегаполисе – не самая лучшая идея. Как правило, к «промышленной» категории относятся различные складские помещения, небольшие производства, располагающиеся, как правило, в промзонах и гаражных комплексах. Несколько отдельно стоят помещения, предназначенные для обслуживания автотранспорта – автосервисы, автомойки, гаражи. Это направление крайне востребовано городом, и поэтому такие объекты пользуются повышенным спросом.
Рынок аренды помещений в Москве принципиально отличается от региональных рынков. Именно поэтому арендодателям и арендаторам предпочтительно работать с риэлтерскими компаниями – экспертами, специализирующимися по столичной недвижимости.
Аренда помещений в центре российской столицы – это особый, специфический сегмент московского рынка недвижимости. Центр города – это всегда место притяжения для коммерсантов, желающих разместить здесь торговые точки и компаний, собирающихся открыть представительские офисы. Именно поэтому уровень спроса на «центральную» коммерческую недвижимость всегда высок, а цены могут достигать рекордных значений.
Аренда помещений в центре имеет особенную структуру. Максимальным спросом пользуются торговые площади, помещения, приспособленные для размещения предприятий общественного питания и офисы. Вместе с тем, на «золотой» земле практически отсутствуют предложения по производственной или складской недвижимости, что вполне объяснимо: содержать производство и склады при таком уровне арендных ставок, по меньшей мере, разорительно.
Аренда помещений в центре для размещения представительского офиса до последнего времени не имела серьезных альтернатив. Однако, появление офисных комплексов высокого класса привело к определенному оттоку арендаторов из центра в район третьего кольца и на основные магистрали (несколько особняком стоит Москва-Сити, способный принять значительную часть «центральных» арендаторов).
Крайне серьезную конкуренцию магазинам и ресторанам, находящимся внутри бульварного кольца составляют крупные торговые комплексы, имеющие колоссальную проходимость. В результате аренда помещений в центре для ресторанов и магазинов переживает достаточно серьезный кризис. Собственники, привыкшие к максимальным ставкам, стараются держать высокий уровень цен, а арендаторы, имея альтернативу, перебираются в более доступные места, имеющие также высокую репутацию. Можно констатировать, что в «арендной войне» центра и торгово-развлекательных комплексов перевес на стороне последних.